Дары современности: ТВ и гаджеты. Польза или вред?
Различные достижения науки в виде технологичных гаджетов — всевозможных ноутбуков, компьютеров, смартфонов, интернет и ТВ настолько прочно вошли в нашу жизнь, что теперь трудно даже представить ее без них.
Естественно, малыши с раннего детства начинают проявлять интерес к этим любопытным устройствам. И беспокойство родителей о том, насколько контакты с техникой безопасны для развития ребенка, абсолютно понятны. Давайте разберемся: в чем вред, а в чем польза?
Однозначного ответа о вреде и пользе тех или иных устройств, разумеется, нет. Все мы понимаем, что в мире, который настолько сильно зависит от технологий связи, быстрого поиска и обмена информацией, навыки владения техникой просто необходимы ребенку. Поэтому совсем ограничивать знакомство малыша с миром гаджетов не очень дальновидно.
Однако все хорошо в меру, и то, что приносило пользу в развитии интеллекта и эмоциональной стороны вашего чада, может смениться достаточно серьезным вредным воздействием. Поэтому сегодня наша главная задача — разобраться, как научить ребенка использованию современных технологий только с пользой для развития его личности.
ПЛЮСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ
1. Помощник в развитии.
Гаджет, безусловно, следует рассматривать, как помощника в развитии ребенка. Существует бесчисленное множество различных программ, игр и приложений, которые позволяют развивать те или иные качества малыша, легко вовлекая его в игровой процесс. Конечно, гаджет не заменит игрушки, которые позволяют постигать мир через ощущения, запахи и вкус. Но то, что с помощью гаджета ребенок развивает мелкую моторику пальцев, слуховое и зрительное восприятие, логику, память и внимательность бесспорно.
Многие приложения служат дополнительным ресурсом для обучения: например, некоторые программы учат детей грамоте, рисованию, математике. Ребенок школьного возраста тоже может извлечь большую пользу из гаджетов: такие приложения, как график дел, расписание занятий и тренировок приучат ребенка к самостоятельности, обучат умению планировать свои дела и нести за них ответственность.
2. Способ занять ребенка.
При определенных обстоятельствах (например, во время ожидания приема врача или путешествия в машине) гаджет окажет верную службу. Вы легко займете ребенка, и он не будет чувствовать беспокойства или дискомфорта от ожидания. Гаджет даже может стать инструментом, позволяющим занять ребенка физически: например, специальные приложения с обучающими видеоуроками или подвижными играми (например, танцы) обеспечат физическую нагрузку и игру одновременно.
3. Целый мир в кармане.
Всемирная сеть дает доступ практически к любой информации, а это значит, что ребенку не придется всегда носить с собой огромное количество тяжелых книг. (Это, ко всему прочему, приятно сэкономит бюджет). Умение искать и находить нужную информацию пригодится в жизни и разовьет логику, мобильность и адаптивность ребенка к разным ситуациям. А еще эта черта гаджетов покажет ребенку, что технологии — это не только развлечения, но и источник полезной и нужной информации.
4. Быстрое обучение в дальнейшем.
Ребенок, который с детства контактирует с гаджетами, пользуется компьютером и интернетом, гораздо легче осваивает более сложные технологии в дальнейшем. В школе он точно не растеряется на уроках информатики и с гораздо большим усердием займется изучением информационных технологий.
ГАДЖЕТЫ: МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
1. Негативное влияние на здоровье.
Этот аспект вызывает наибольшие опасения у родителей. К счастью, современная техника оказывает все меньше и меньше вреда благодаря тому, что наука позволяет делать ее более эргономичной и совершенной. Но если злоупотреблять гаджетами, негативные последствия не заставят себя ждать. Самое распространенное — это ухудшение зрения, нарушение осанки и гиподинамия, ухудшение памяти и способности концентрировать внимание, если ребенок долго и в неправильной позе сидит у компьютера.
2. Неполноценное усвоение информации.
Гаджеты способствуют развитию малыша и успеваемости ученика, но не заменяют основные процессы познания и обучения. Виртуальные технологии — это лишь часть мира. Важнейшие вещи, которые необходимо пизучить ребенку, находятся вокруг него: предметы, имеющие свою форму, запах, цвет, материал, окружающая природа, животные, люди и т.д.
3. Снижение творческого потенциала.
Когда ребенок постигает мир, свое восприятие он отражает через творчество в самых затейливых формах: малыш использует разные материалы, цвета, формы, виды деятельности. Гаджеты же предлагают достаточно ограниченный спектр возможных форм для развития творчества. Обычно игры и приложения запрограммированы достаточно узко, тем самым не позволяя дать волю фантазии ребенка.
4. Уход в виртуальное пространство.
Не все дети предпочитают виртуальное общение реальному. Но все же многие из них, особенно дети, имеющие трудности в общении, зачастую попадают в зависимость от социальных сетей и общения в чатах. В таких случаях страдает не только общение со сверстниками, но и отношения в семье, школе, досуговых учреждениях.
ГАДЖЕТЫ: ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ
- Несмотря на все плюсы использования, гаджеты никогда не станут предметом первой необходимости. Многие важные для развития ребенка вещи легко осуществить и без использования гаджетов.
- Вся техника, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его возрасту. Не покупайте гаджеты «на вырост» или для того, чтобы ребенок соответствовал последним модным трендам.
- Малышам раннего возраста лучше всего приобретать планшеты и другую технику, специально созданную для их возраста. С таким гаджетом вы будете уверены, что он точно полезен для ребенка, и вы сможете легко контролировать процесс его использования малышом.
- Главное правило — это соблюдение баланса во всем. Никакая виртуальная игра не заменит реальную деятельность: занятия творчеством, спорт, подвижные игры, чтение книг, прогулки.
- Следите, чтобы ребенок не находился за компьютером больше разрешенной специалистами нормы. В среднем это 30-50 минут в день. Если занятие требует больше времени, следите, чтобы ребенок делал перерывы по 10 минут и не пропускал гимнастику для глаз.
- Не давайте ребенку пользоваться гаджетами перед сном: такая активность перед засыпанием возбуждает нервную систему, ребенок может плохо спать, с трудом засыпать или видеть ночные кошмары.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
По данным исследования, проведенного Институтом современных медиа MOMRI (Modern Media Research Institute):
- К 10 годам почти у каждого ребенка в России есть свой гаджет.
- У 25% детей уже в 3–4 года имеется какой-либо гаджет.
- Самый распространенный «детский» гаджет — планшет.
- 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играют в игры и используют приложения на телефоне или планшете.
- При том что 76% родителей играют с ребенком в различные развивающие игры, только 15% пап и мам играют в развивающие игры вместе со своими детьми, используя телефон и планшет.