Главная Все события

Дары современности: ТВ и гаджеты. Польза или вред?

12 сентября 2017

Различные достижения науки в виде технологичных гаджетов — всевозможных ноутбуков, компьютеров, смартфонов, интернет и ТВ настолько прочно вошли в нашу жизнь, что теперь трудно даже представить ее без них.

Естественно, малыши с раннего детства начинают проявлять интерес к этим любопытным устройствам. И беспокойство родителей о том, насколько контакты с техникой безопасны для развития ребенка, абсолютно понятны. Давайте разберемся: в чем вред, а в чем польза?

Однозначного ответа о вреде и пользе тех или иных устройств, разумеется, нет. Все мы понимаем, что в мире, который настолько сильно зависит от технологий связи, быстрого поиска и обмена информацией, навыки владения техникой просто необходимы ребенку. Поэтому совсем ограничивать знакомство малыша с миром гаджетов не очень дальновидно.

Однако все хорошо в меру, и то, что приносило пользу в развитии интеллекта и эмоциональной стороны вашего чада, может смениться достаточно серьезным вредным воздействием. Поэтому сегодня наша главная задача — разобраться, как научить ребенка использованию современных технологий только с пользой для развития его личности.

Яна Москвина Психолог-консультант клуба «Магис Дети»

ПЛЮСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАДЖЕТОВ

1. Помощник в развитии.

Гаджет, безусловно, следует рассматривать, как помощника в развитии ребенка. Существует бесчисленное множество различных программ, игр и приложений, которые позволяют развивать те или иные качества малыша, легко вовлекая его в игровой процесс. Конечно, гаджет не заменит игрушки, которые позволяют постигать мир через ощущения, запахи и вкус. Но то, что с помощью гаджета ребенок развивает мелкую моторику пальцев, слуховое и зрительное восприятие, логику, память и внимательность бесспорно.

Многие приложения служат дополнительным ресурсом для обучения: например, некоторые программы учат детей грамоте, рисованию, математике. Ребенок школьного возраста тоже может извлечь большую пользу из гаджетов: такие приложения, как график дел, расписание занятий и тренировок приучат ребенка к самостоятельности, обучат умению планировать свои дела и нести за них ответственность.

2. Способ занять ребенка.

При определенных обстоятельствах (например, во время ожидания приема врача или путешествия в машине) гаджет окажет верную службу. Вы легко займете ребенка, и он не будет чувствовать беспокойства или дискомфорта от ожидания. Гаджет даже может стать инструментом, позволяющим занять ребенка физически: например, специальные приложения с обучающими видеоуроками или подвижными играми (например, танцы) обеспечат физическую нагрузку и игру одновременно.

3. Целый мир в кармане.

Всемирная сеть дает доступ практически к любой информации, а это значит, что ребенку не придется всегда носить с собой огромное количество тяжелых книг. (Это, ко всему прочему, приятно сэкономит бюджет). Умение искать и находить нужную информацию пригодится в жизни и разовьет логику, мобильность и адаптивность ребенка к разным ситуациям. А еще эта черта гаджетов покажет ребенку, что технологии — это не только развлечения, но и источник полезной и нужной информации.

4. Быстрое обучение в дальнейшем.

Ребенок, который с детства контактирует с гаджетами, пользуется компьютером и интернетом, гораздо легче осваивает более сложные технологии в дальнейшем. В школе он точно не растеряется на уроках информатики и с гораздо большим усердием займется изучением информационных технологий.  

ГАДЖЕТЫ: МИНУСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

1. Негативное влияние на здоровье.

Этот аспект вызывает наибольшие опасения у родителей. К счастью, современная техника оказывает все меньше и меньше вреда благодаря тому, что наука позволяет делать ее более эргономичной и совершенной. Но если злоупотреблять гаджетами, негативные последствия не заставят себя ждать. Самое распространенное — это ухудшение зрения, нарушение осанки и гиподинамия, ухудшение памяти и способности концентрировать внимание, если ребенок долго и в неправильной позе сидит у компьютера.

2. Неполноценное усвоение информации.

Гаджеты способствуют развитию малыша и успеваемости ученика, но не заменяют основные процессы познания и обучения. Виртуальные технологии — это лишь часть мира. Важнейшие вещи, которые необходимо пизучить ребенку, находятся вокруг него: предметы, имеющие свою форму, запах, цвет, материал, окружающая природа, животные, люди и т.д.

3. Снижение творческого потенциала.

Когда ребенок постигает мир, свое восприятие он отражает через творчество в самых затейливых формах: малыш использует разные материалы, цвета, формы, виды деятельности. Гаджеты же предлагают достаточно ограниченный спектр возможных форм для развития творчества. Обычно игры и приложения запрограммированы достаточно узко, тем самым не позволяя дать волю фантазии ребенка.

4. Уход в виртуальное пространство.

Не все дети предпочитают виртуальное общение реальному. Но все же многие из них, особенно дети, имеющие трудности в общении, зачастую попадают в зависимость от социальных сетей и общения в чатах. В таких случаях страдает не только общение со сверстниками, но и отношения в семье, школе, досуговых учреждениях.

 

ГАДЖЕТЫ: ИНСТРУКЦИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

 

  1. Несмотря на все плюсы использования, гаджеты никогда не станут предметом первой необходимости. Многие важные для развития ребенка вещи легко осуществить и без использования гаджетов.
  2. Вся техника, которой пользуется ребенок, должна соответствовать его возрасту. Не покупайте гаджеты «на вырост» или для того, чтобы ребенок соответствовал последним модным трендам.
  3. Малышам раннего возраста лучше всего приобретать планшеты и другую технику, специально созданную для их возраста. С таким гаджетом вы будете уверены, что он точно полезен для ребенка, и вы сможете легко контролировать процесс его использования малышом.
  4. Главное правило — это соблюдение баланса во всем. Никакая виртуальная игра не заменит реальную деятельность: занятия творчеством, спорт, подвижные игры, чтение книг, прогулки.
  5. Следите, чтобы ребенок не находился за компьютером больше разрешенной специалистами нормы. В среднем это 30-50 минут в день. Если занятие требует больше времени, следите, чтобы ребенок делал перерывы по 10 минут и не пропускал гимнастику для глаз.
  6. Не давайте ребенку пользоваться гаджетами перед сном: такая активность перед засыпанием возбуждает нервную систему, ребенок может плохо спать, с трудом засыпать или видеть ночные кошмары.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

По данным исследования, проведенного Институтом современных медиа MOMRI (Modern Media Research Institute):

  • К 10 годам почти у каждого ребенка в России есть свой гаджет.
  • У 25% детей уже в 3–4 года имеется какой-либо гаджет.
  • Самый распространенный «детский» гаджет — планшет.
  • 71% детей в возрасте от 3 до 10 лет играют в игры и используют приложения на телефоне или планшете.
  • При том что 76% родителей играют с ребенком в различные развивающие игры, только 15% пап и мам играют в развивающие игры вместе со своими детьми, используя телефон и планшет.