Интервью с Сергеем Ивановичем Кашниковым: говорим о грудничковом плавании
В начале августа в клубе «Магис Дети» на Взлетной, 25 состоялся II городской «Чемпионат по аквадружбе». В организации соревнований принял участие Президент алтайской краевой федерации плавания, член президиума всероссийской федерации плавания, мастер спорта СССР по плаванию Кашников Сергей Иванович.
Во время перерыва мы задали Сергею Ивановичу несколько вопросов о плавании, в том числе и о грудничковом — плавании для самых маленьких пловцов.
- Недавно завершился чемпионат по водным видам спорта в Будапеште. Как Вы оцениваете выступление наших спортсменов?
Очень порадовало, что в очередной раз подтвердили свой высокий уровень девушки-синхронистки, несмотря на то, что сменилось около 80% команды. Тем не менее, девушки смогли завоевать 8 наград, 7 из которых — золотые! Свой уровень они удерживают уже 6 олимпийских циклов. Это, безусловно, большой вклад в развитие синхронного спорта. Девушки работают по 8-10 часов, это колоссальный труд. Поэтому они смогли добиться высоких результатов, и их не перехвалишь.
- А что касается других видов водного спорта?
Молодцы прыгуны в воду. Они продвинулись вперед, завоевали 5 медалей, в том числе 1 золотую медаль. Также женская команда по водному поло стала бронзовым призером на олимпиаде, а мужская команда впервые за 8-10 лет попала в восьмерку сильнейших команд. Очень порадовали пловцы: на протяжении последних 18 лет они не завоевывали призовые места, а тут им удалось получить целых 10 наград: 3 золота, 3 серебра и 4 бронзы. Все эти достижения — результат плодотворной работы в течение 8 лет и специальных программ по воспитанию спортсменов высокого уровня.
- Сейчас очень популярно раннее, грудничковое плавание. Как вы считаете, есть ли в этом необходимость?
- Понятие грудничкового плавания, возможно, не так актуально, как само занятие с ребенком на воде. Мы называем его плаванием, потому что оно связано с водой (не назовешь же это занятие гимнастикой!) Оно нужно, в первую очередь, для закаливания, оздоровления ребенка, развития его хорошей осанки. Есть много рекомендаций от врачей, связанных с детскими заболеваниями, когда плавание способствует лечению, а также восстановлению после травм. Самое главное то, что плавание — это жизненно-необходимый навык. Сейчас я добиваюсь того, чтобы плавание стало обязательным предметом в школе. В начальных классах формируется осанка, поэтому плавание просто необходимо.
- Расскажите, как развивалось грудничковое плавание во время вашей спортивной карьеры?
- Был период в 1980-е годы, когда я начал работать тренером: в то время стали строить маленькие детские бассейны при поликлиниках. Тогда и появилось грудничковое плавание: начали учить детей держаться на воде, нырять, прыгать в воду. Тогда еще не было каркасных бассейнов — были основательные, бетонные.
Самое главное, именно тогда поняли, что плавание очень сильно влияет на развитие ребенка. Во время перестройки процесс развития грудничкового плавания немного приостановился. К 2010 году в стране стабилизировалась экономическая ситуация, и детские бассейны стали активно открываться. Грудничковое плавание развивается активно еще и потому, что им можно заниматься практически с рождения, и для малышей это самый популярный вид занятий.
- В этом году в наших соревнованиях по грудничковому плаванию приняли участие 45 малышей в возрасте до 3-х лет. Среди них есть даже дети, которые задерживают дыхание на 40 секунд и способны переплыть взрослый бассейн самостоятельно. Можно ли сказать, что у этих детей большие перспективы в плавании?
- Во-первых, очень многое зависит от физиологии ребенка, ведь все это наследственно. Генетически передаются те или иные физические возможности. Во-вторых, задержка дыхания, умение переплывать бассейн — все это заслуга тренера, того, насколько грамотно и правильно он работает с ребенком. Значит, использована хорошая, правильная методика. Говорить однозначно, что у одного получится достичь результатов в будущем, а у другого нет, нельзя: нужно смотреть в процессе занятия, как плавает ребенок, как развивается. Конечно, очень многое зависит именно от педагога.
- Можно ли в таком раннем возрасте определить потенциал спортсмена? Есть ли какие-то критерии?
- В младенчестве, конечно же, еще рано: ребенок выполняет все упражнения рефлексивно, только познает мир, играет и не всегда понимает, чего от него хотят добиться. Но в 4-5 лет, когда ребенок начинает выполнять упражнения осознанно, уже можно кое-что определить. Например, есть специальные упражнения, помогающие определить одаренность ребенка к занятиям плаванием: стрелочка, поплавки, задержка дыхания, гребковые упражнения. А еще есть такое понятие, как чувство воды: оно либо есть, либо его нет. Оно передается от родителей или же кто-то добивается успеха за счет своего трудолюбия. Идеальная связка, конечно, это талант и трудолюбие. А бывает, что некоторые талантливые спортсмены не добиваются ничего. Поэтому, все в наших руках!