Каждый ребенок — личность с уникальным набором способностей. Какие из них получат развитие, превратившись в настоящие таланты, а какие исчезнут совсем, так и не проявившись? Многое в путешествии по миру детства зависит от родителей. И, значит, какой будет конечная точка назначения — взрослая, сформировавшаяся личность — тоже.
Как вовремя заметить талант художника в рисующем на стенах непоседе и не тратить время на взращивание чемпиона по хоккею из юного гения, увлеченного созданием роботов?
КАК НАЙТИ СКРЫТЫЕ СПОСОБНОСТИ? ВКЛЮЧАЕМ ШПИОНА!
Одна из главных особенностей детского возраста, которую отмечают психологи, — это его пластичность. Поэтому никогда нельзя сказать заранее, в какой период развития вашего чада начнут проявляться его способности. Это может случиться в 2 или 3 года, а может в 5 или 8. Но это вовсе не значит, что дети, у которых способности начали проявляться раньше, более талантливы, чем остальные. Чтобы как можно раньше заметить у вашего малыша наличие потенциала в той или иной области, внимательно следите за ним с первых дней его жизни. Внимательно, но без фанатизма: не путайте хорошую норму развития с проявлением одаренности.
НЕ ВСЕГДА ЯВНОЕ — САМОЕ ЦЕННОЕ
Обычно родители, в первую очередь, обращают внимание на видимые способности ребенка, замечая те таланты, которые принято к таковым относить. Например, если ребенок хорошо чувствует ритм, отдают его в танцы, а любителя напевать песни — в студию вокала. Но, как это часто было в истории, многие знаменитости в детстве не имели ярко выраженных способностей и впоследствии обнаруживали их совершенно случайно.
Поэтому, чтобы упростить будущее вашего ребенка, обращайте внимание даже на незначительные, на первый взгляд, способности. Они могут не укладываться в ранг стандартных, и вам придется поразмыслить, каким образом этот навык может пригодиться ребенку в будущем. Однако на любой положительный сигнал (Ребенок любит читать? Легко вовлекается с вами в процесс приготовления пищи? Обладает хорошей выносливостью?) задавайте себе вопрос: как это может пригодиться в жизни? Как осознать и помочь ребенку развить этот талант?
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ ПРАВИЛЬНО
Каждый день дети контактируют со множеством людей, обучаясь в школах и посещая различные студии, секции и кружки. Выясняя у педагога или тренера, как прошло занятие, гораздо больше внимания следует уделять успехам и достижениям ребенка, нежели недостаткам и тому, что у него получается плохо. В разговорах с наставником можно почерпнуть для себя много полезной информации о способностях вашего ребенка. Например, Вероника, ученица клуба «Магис Дети», стала развивать свой талант пения на различных языках и даже победила в творческом конкурсе после того, как педагог отметил ее хорошую способность говорить на английском.
Я посещаю студию современных танцев, вокальную студию и хожу на занятия по плаванию, а еще очень люблю рисовать в студии дизайна! Когда я стала участницей конкурса «Маленькая Мисс Магис», я не знала, какой творческий номер подготовить. Но мой педагог особенно отметил мою способность разговаривать на иностранных языках (я изучаю английский и китайский), и мы с мамой решили, что мой номер будет вокальным. С песней из мультфильма «Маша и Медведь» на английском языке я заняла первое место в конкурсе!
ХОРОШО СЛУШАЙТЕ
Безусловно, родители имеют большой жизненный опыт и с удовольствием делятся им с детьми: учат, направляют, делятся советами. Но важно не только давать рекомендации с высоты своего взгляда, но и спрашивать, что по этому поводу думают сами дети. Постарайтесь выяснить, мягко и ненавязчиво, что чувствует ваш ребенок, когда выступает на сцене? Участвует в соревновании? Рисует, рукодельничает, играет и общается со сверстниками? Даже по коротким ответам, без лишних допросов, вы сможете выяснить, какие занятия доставляют ребенку настоящую радость и удовольствие, а какие нагоняют скуку и создают напряжение. Если же ребенок не желает откровенничать, уделяйте больше внимания его активности, тому, как он проявляет себя на уроках в школе, в спорте, науке и творчестве.
Когда я привела дочку в клуб, мы выбрали несколько видов занятий, чтобы попробовать и решить, что нам понравится больше всего. Достаточно быстро я поняла, что занятие, которое вызывает у нее самый большой интерес, это акробатика на батутах. После занятий дочь буквально расцветала, улыбалась, была веселой и счастливой. В этом году она приняла участие в своих первых соревнованиях, и я очень горжусь ее успехами!
НЕ СПУГНИТЕ ТАЛАНТ
Гордитесь достижениями своего ребенка, но будьте чуть сдержаннее в проявлениях своих эмоций. Не стоит делать культ из каждого маленького успеха, но важно аккуратно и грамотно направлять ребенка вперед и стимулировать развитие его способностей. Он должен чувствовать, что идет в верном направлении, его навыки и умения улучшаются, но чувство успеха не должно заглушить желание учиться и совершенствоваться.
ПРИЗНАКИ ТАЛАНТА
- Высокая скорость выполнения различных задач: если ребенок легко схватывает новую информацию и делает что-то, опережая своих сверстников.
- Высокая вовлеченность: если ребенок регулярно показывает, что ему нравится то, чем он занимается.
РАСКРЫТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ — ДЕЛО НЕПРОСТОЕ
Обнаружить в ребенке потенциал к развитию таланта — полдела. Следующий шаг — создать идеальные условия для того, чтобы этот талант расцвел. Чтобы правильно развить ту или иную детскую одаренность, с ребенком должен заниматься настоящий профессионал в своей области. Кроме того, обращайте внимание на то, как ребенок общается с педагогом, формируют ли занятия с ним правильную самооценку ребенка. С такими задачами справится только опытный и мудрый наставник!