Как развивать слух ребенка дома? Советы логопеда
Развитие фонематического слуха играет огромную роль в становлении речи ребенка-дошкольника. Что такое фонематический слух и как определить, нарушен ли он у ребенка? С помощью каких упражнений можно развивать слух ребенка дома? Разбираем каждый вопрос вместе с логопедом клуба «Магис Дети».
Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети слышат различные не речевые звуки, окружающую речь и проговаривают ее сами.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?
В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован.
КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА ДОМА?
В структуру занятий с логопедом в клубе «Магис Дети» обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр, который очень нравится деткам! Чтобы улучшить результат занятий или для формирования слуха ребенка самостоятельно, я рекомендую периодически использовать ряд простых и доступных упражнений. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.
1 УПРАЖНЕНИЕ: «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»
На занятиях в клубе мы используем различные музыкальные инструменты: бубен, металлофон, барабан, дудочки, погремушки. В домашних условиях можно использовать все, что «звучит». Например: коробочку со спичками, музыкальные шкатулки, музыкальные игрушки, погремушки, баночки с крупами, различные по звучанию. Ребенок не глядя, с завязанными глазами, должен определить на слух, какой инструмент или предмет издает звук.
2 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТСТУЧИ РИТМ»
Ребенок должен повторить за взрослым количество ударов по столу или хлопков, которые различаются по своей длительности и имеют определенный темп. Ритм может быть различным, но главное, он не должен быть слишком сложным, чтобы ребенок смог его повторить. Например, 1 удар, 2 удара, 3 быстрых удара, 3 медленных удара, 1 быстрый удар и 2 медленных и так далее.
3 УПРАЖНЕНИЕ: «ИМИТАЦИЯ»
Попросите ребенка передать голосом, как звучит какой-нибудь предмет: часы, холодильник, чайник; как капает дождь; как поют птицы; как воет волк и так далее. При этом можно менять силу голоса: попросите изобразить тихо или громко, повысить или понизить голос.
4 УПРАЖНЕНИЕ: «ПОЙМАЙ ЗВУК»
Ребенок должен угадать какой-то определенный звук из ряда других звуков, которые называет взрослый. Например, звук [Р]. Заранее охарактеризуйте ребенку этот звук, чтобы он его узнал. Звук [Р]— громкий, звонкий, «рычащий». Затем произнесите ряд звуков, среди которых будет и звук [Р]. Если ребенок узнал звук, он должен хлопнуть в ладоши.
5 УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО»
Покажите ребенку картинку с предметом и специально назовите его неправильно, например: «Это лакета? Это вакета? Это уакета?» При этом ребенок должен сказать, что это неправильно. Когда вы назовете правильно — «ракета», ребенок хлопает в ладоши. Это упражнение всегда очень нравится детям и является очень эффективным, так как хорошо повышает концентрацию внимания и развивает фонематический слух.
6 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТХЛОПАЙ СЛОВО ПО СЛОГАМ»
Это упражнение имеет разные вариации:
- Отхлопать слово по слогам в ладоши, например, «ма-ши-на» (3 хлопка).
- Отстучать слово по слогам по столу.
- Выложить слово из кубиков, фишек, счетных палочек или карандашей (1 слог — 1 кубик, 1 фишка).
Обязательно проговаривайте слово медленно и четко по слогам, затем спросите: «Сколько слогов в слове? Сколько ты раз хлопнул, постучал? Сколько получилось кубиков, карандашей?» Это упражнение можно проводить уже с 4 лет.
Приведенные выше упражнения развивают:
- фонематический слух;
- навык звукового и слогового анализа и синтеза;
- темпоритмическую сторону речи;
- высшие психические функции: внимание, память, мышление.
Поэтому рекомендуем периодически использовать каждое из них дома для развития своего малыша!