Моя «детская мечта». Стоит ли воплощать ее в детях?
Каждый из нас в детстве мечтал стать кем-то: спортсменом, учителем, пианистом, врачом. Мы предавались своим мечтаниям, выбирали игру, имитирующую эту профессию, просили родителей рассказать подробнее о этом ремесле. Но только единицы из нас пронесли через все этапы жизни и становления свою детскую мечту, воплотив ее в реальность. И это совершенно естественно, когда с течением времени меняются вкусы, увлечения, а в детском возрасте и подавно происходит частая смена интересов деятельности.
Так почему же многие родители, оставив на каком-то этапе свою детскую мечту, снова начинают ее воплощать, но только уже через своих детей? И так ли это безобидно?
Родители, которые выбирают стратегию воплощения в жизни своих детей детской мечты, имеют определенный перечень дисфункциональных убеждений и мотивов. Я расскажу о самых основных из них.
Убеждения и мотивы родителей
- «У меня не получилось, а у моего ребенка получится!»
Такое убеждение вызвано активным желанием воплотить свою детскую мечту, но говорит о том, что в силу каких-то причин (травма, нехватка ресурсов, финансовая составляющая, семейные обстоятельства) родитель сам не смог ее реализовать и теперь намерен сделать это через своего ребенка.
- «Только я знаю, что нужно моему ребенку».
Родители, которые придерживаются мнения, что только они компетентны решать, как нужно жить, играть, учиться, дружить их чаду, не предоставляя ему никакого выбора и инициативы, как правило, выбирают и навязывают свои предпочтения, интересы и мечты. Такая тактика вызвана желанием иметь тотальный контроль над эмоциональной, личностной и волевой сферами ребенка.
- «Я так хочу, а значит будет!»
Данный мотив, как правило, вызван эгоистической направленностью родителя и является одним из самых коварных для нежной детской психики, так как такая тактика не несет в себе смысла, стратегии и обычно вызвана ситуативно. Ребенку в таком случае сложно понять, чем вызвано то или иное желание родителя, ведь понятного объяснения не следует, а только в ответ звучит рабочая фраза «Я так хочу, а значит будет!».
- «Мой ребенок еще не понимает, что он хочет, и поэтому будем ориентироваться исходя из моих интересов».
Некоторые родители предпочитают не учитывать интересы и желания ребенка или просто обесценивают их, возвышая значимость своих интересов. Поэтому нередко ребенка отдают в секцию/кружок/занятие, куда он приходит без желания просто потому, что родитель считает, что ребенок еще не готов сделать свой выбор и должен пойти по его стопам, реализовав давнюю и такую манящую детскую мечту.
- «Вся наша семья занимается этим ремеслом/профессией, и ты будешь!»
Часто такая семейственность становится причиной разлада между родственниками, ведь взрослые порой не хотят видеть в ребенке личность со своими побуждениями, целями, мечтами. Такая тактика вселяет в сознание ребенка, что все предрешено, безысходно и выбора нет.
Как чувствует себя ребенок?
Когда родители выбирают одну из описанных выше стратегий, ребенок начинает чувствовать дисбаланс и внутриличностный конфликт, который влечет за собой плеяду расстройств на уровне эмоций, поведения и тела.
- Уровень эмоций:
В силу возраста ребенку сложно выразить, осознать и проработать свои чувства и эмоции. Когда родитель активно навязывает деятельность, а в данном случае, свою детскую мечту, которая у ребенка вызывает отторжение в силу разных причин, то в эмоциональной сфере наблюдается стойкое состояние безнадежности, подавленности и безысходности. Повышается уровень общей тревожности, ухудшается настроение и состояние волевой сферы, что в дальнейшем в подростковом возрасте может приводить к суицидальному поведению.
- Поведенческий уровень:
Уровень нарушений поведения присоединяется после дисгармонии в эмоциональной сфере. Ребенок может активно начать выражать протест против реализации вашей детской мечты через него, где в арсенал пойдут истерики, грубость, непослушание. Или ребенок выберет тактику полного подчинения, но будет наблюдаться отсутствие иннициативности, самостоятельности, высокий уровень безразличности к происходящему, лень. В первом случае ребенок проверяет прочность родительских намерений, не желая подчиняться происходящему. Во втором же случае у ребенка срабатывает адаптационный/приспособительный механизм: психика ребенка не готова постоянно находиться в состоянии вражды, напряжения и ребенку проще смириться, принять волю родителей.
- Уровень тела:
Когда нарушения достигают данный уровень, это говорит о серьезных, продолжительных и неотработанных проблемах у ребенка. Наша психика устроена таким образом, что любое напряжение или сильная эмоция должна иметь выход, разрядку. Если этого не происходит, то формируются специфические блоки в теле (скопление неотработанных, вытесненных чувств и эмоций), которые приводят к дискомфорту и боли — локально в каком-то из органов или систем, или же проявляются в общем недомогании. На функциональном уровне человек здоров, а нервная система, применяя физическую боль в теле, сигнализирует о серьезных неполадках и стрессе, чтобы человек наконец обратил внимание на свое состояние и нашел выход. У детей чаще всего психосоматические проявления наблюдаются в виде бронхиальной астмы, плохого сна, ночных кошмаров, частых ОРВИ, болей в ЖКТ, головных болей.
Гармоничное решение
Так стоит ли воплощать свою детскую мечту в детях? Стоит, но только в одном случае: если ваши мечты — это единое целое, и вам требуется взаимная помощь, ресурсы и труд для реализации этой мечты. Ваш малыш — это целая вселенная со своими взглядами, мнениями, мироощущением. Подарите ему право на свою мечту! Прежние мечты умирают трудно, но не такой ценой нужно их сохранять.