Зачем нужен правильно организованный распорядок дня для первоклассника? Каких проблем позволит миновать? В какое время лучше делать уроки с ребенком, чтобы избежать конфликтов? По этим и другим вопросам мы пообщались с психологом «Магис Дети» в Плазе Анной Кузьминой. Делимся с Вами полученной информацией!
Анна, скоро ребятишки пойдут в школу. Для первоклассников и их родителей – это новый отрезок жизни. Как Вы считаете, поможет ли грамотно спланированный распорядок дня адаптации ребенка к учебному процессу? И вообще нужно ли планирование?
— Поступление в школу связано с переживанием первоклассником возрастного кризиса – кризиса 7 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка, важную роль в развитии ребенка начинают играть не только родители, но и учитель, который является носителем социальных правил и норм поведения. Игровая деятельность сменяется учебной, учебники и тетрадки заменяют куклы и машинки. Чтобы помочь ребенку успешно преодолеть кризис необходимо правильно организовать режим дня. Для первоклассников соблюдение режима имеет особое значение. Их детская нервная система незрелая, быстро наступает утомление и истощение, поэтому необходимо адаптировать ребенка к физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением.
Каким должен быть распорядок дня первоклассника, чтобы малыш максимально комфортно адаптировался к новой для себя жизни?
— Режим дня должен рационально чередовать различные виды деятельности и отдыха, физические и интеллектуальные нагрузки. Включать в себя учебные занятия в школе и дома, занятия в учреждениях дополнительного образования, кружках и т.д., подвижные игры и спорт, прогулки, свободное время, прием пищи и ночной сон.
Симптомами переживания кризиса являются: перемены настроения от радости до грусти; плаксивость; непослушание; упрямство; нежелание идти в школу.
Анна, это не секрет, что часто родители делают с детьми уроки поздно вечером, и заканчивается это ссорами, непониманием. Как с этим быть? Когда лучше приниматься за выполнение домашнего задания?
— Выполнение домашних уроков следует завершать до 18:00, в связи с тем, что объем памяти и внимание ребенка вечером достоверно снижается. Ребенок уже устал, его нервная система истощена, что проявляется в снижении концентрации, перемене настроения, плаксивости. В большинстве семей выполнение уроков в это время только начинается, или откладывается на еще поздний срок. Что приводит к негативным эмоциям мамы и ребенка.
А что же делать, если малыш отказывается заниматься дома? Как настроить его на рабочий лад?
— Многие дети не любят заниматься уроками с мамой и папой, и одним им тоже скучно и не интересно. Они бы с большим удовольствием поиграли с папой в мяч или погуляли с мамой. Но на игры и совместные веселые дела часто в будние дни не остается времени, и выполнение уроков становится тяжелой обузой для ребенка, вызывает напряжение и негативные эмоции.
Лучший способ развить учебную мотивацию — включение элементов поощрения за выполнение ребенком уроков. Причем лучше, если поощрением станет не покупка игрушки или чипсов, а совместная прогулка, или веселое занятие для всей семьи, которое будет согласовано с ребенком и включено в режим дня. Например, после выполнения уроков можно покататься на велосипеде, поиграть в снежки, поплавать в бассейне.
Учеба, секции, друзья — все это приводит к перевозбуждению. Как снять излишнее возбуждение малышу, помочь ему расслабиться?
— На второю половину дня стоит оставить подвижные игры, спортивные секции, прогулки, которые помогут снять напряжение с нервной системы, укрепить организм, сделать ребенка более выносливым.
В любом возрасте полезно развивать у ребенка навыки саморегуляции, учить его снимать напряжение с организма, правильно отдыхать, расслаблять мышцы. Дети часто похожи на своих родителей, поэтому в первую очередь следует задать вопрос себе: «Как я справляюсь с напряжением в конце рабочего дня или недели?», и если эти способы эффективны и социально приемлемы, можно поделиться ими со своим ребенком, если нет, то искать общие новые приемы.
Например, кому-то помогают техники медитации, кто-то готовит вкусный ужин, а кто-то бегает по беговой дорожке или плавает в бассейне. Способы очень разные, зависят от интересов и личности человека.
В завершение беседы Анна Кузьмина поделилась примерным распорядком дня первоклассника (отлично он подойдет и для учеников постарше). С огромным удовольствием делимся им с Вами, уважаемые читатели!
АННА КУЗЬМИНА
Образование
Высшее психологическое, высшее педагогическое (Алтайский государственный университет, г. Барнаул)
Квалификация
Клинический психолог, педагог-психолог 1 квалификационной категории, психолог, преподаватель психологии.
Окончила аспирантуру по психологии личности и 2018 году защитила кандидатскую диссертацию.
Повышение квалификации:
«Современная бихевиорально-когнитивная терапия», 2009, г. Томск.
«Нейролингвистическое программирования», 2011, г. Москва.