Ребёнок не слушается. В чем кроются истинные причины?
Ситуация, когда ребенок проявляет непослушание, идет на конфликт, отказывается слышать и понимать родителей, знакома многим. Обстоятельств, в которых детки не слушаются, множество: не хотят помогать по дому, обижают других детей, при отличном поведении дома – в школе проявляют агрессию и взбалмошность и др. Разобраться в причинам нам помогли психологи клуба «Магис Дети».
Ситуация №1. Дома ребенок просто ангел, но вот в школе/детском саду ведет себя очень взбалмошно, идет на конфликт с учителем/воспитателем.
По словам психологов, дети в школе и дома могут вести себя по-разному. Причин негативного поведения может быть несколько:
• Желание ребенка привлечь к себе внимание.
• Большое количество людей, которые снижают концентрацию внимания и контроль над поведением ребенка.
• Низкий уровень коммуникативных качеств и высокая потребность в общении, которая не находит реализации.
• Затяжной конфликт с другими детьми.
Любой из этих факторов может спровоцировать ребенка на нарушение правил поведения. Каждая ситуация индивидуальна и требует конкретного анализа и поиска эффективного решения.
Ситуация №2. Ребенок ведет себя агрессивно по отношению к другим детям.
Агрессивное поведение всегда вторично. Зачастую ребенок дерется или обзывает других детей, если какие-то его потребности не удовлетворяются, например, в общении, признании, внимании. Агрессивные реакции в большинстве случаев сигнал о том, что ребенку нужна помощь. Понять, в чем причина, поможет комплексная психологическая диагностика, которая выявит потребности ребенка, его актуальное эмоциональное состояние, уровень самооценки и психологического благополучия.
Ситуация №3. Ребенок благополучен во всех отношениях, но вот совершенно не хочет помогать по дому. Что это: обыкновенная лень или более серьезные причины?
Психологи рекомендуют, чтобы у ребенка обязательно были домашние обязанности, выполнять которые он может по возрасту. Наличие домашних обязанностей позволяет развивать волю, способность к саморегуляции, планированию своего времени. Дети редко испытывают потребности в чистоте, поэтому за выполнение домашних обязанностей их нужно поощрять, подкреплять желательное поведение. Например: «Когда ты уберёшься в комнате, мы вместе пойдем гулять или посмотрим мультик».
Ситуация №4. Ребенок в магазине, получив отказ в покупке, начинать кричать, плакать, топать ногами и т.д.
Ребенок всегда демонстрирует ту эффективную модель поведения, которою он имеет. Если он падает на пол в магазине и начинает кричать и плакать, не получив желаемую игрушку или шоколадку, то причин может быть две:
• Когда-то эта стратегия поведения была успешна, ребенок впал в истерику и получил желаемое.
• Ребенок не умеет просить и договариваться, его этому пока не научили.
Первое, что мы предпринимаем, мы ведем себя спокойно и вежливо отказываем ребенку. Второе - дома жалеем его и оказываем поддержку. Третье - развиваем коммуникативные навыки ребенка, учим его просить и договариваться в игровой форме.
Ситуация №5. Ребенок откровенно игнорирует родителей.
Дети – это зеркало родителей, которое отражает все самое лучшее, что в них есть. Если ребенок игнорирует родителей, это результат того, что когда-то мама или папа не обращали внимание на чувства, потребности, поведение ребенка. Этому ребенок научился у них.
В этом случае нужно установить с ребенком контакт, обратить его внимание на то, что Вы замечаете такое поведение и Вам очень грустно. Предложить ребенку вместе разобраться в том, что происходит. Если он не идет на контакт, обратиться к психологу и провести психологическую диагностику, которая поможет понять причины такой поведенческой реакции.
От подобных ситуаций не застрахована ни одна семья. Дети растут, перенимают опыт и поведенческие реакции от родителей, одноклассников, знакомых. Сначала копируют, а потом уже вырабатывают собственную модель поведения.
Важно, столкнувшись с какой-либо из вышеразобранных ситуаций, проявить понимание и попытаться разобраться в причинах! А психологи клуба «Магис Дети» с удовольствием в этом помогут!