Главная Все события

Все, что вы хотели знать о грудничковом плавании

04 июля 2017

Одно из самых популярных сейчас направлений для развития малышей грудничкового возраста — это плавание. Что это — очередное веяние моды или занятия, давно существующие в разных культурах? Как и когда можно начинать обучать ребенка плаванию? Какую пользу приносят занятия?

Ответы на эти и многие другие волнующие родителей вопросы дает Наталья Бушковская, тренер по плаванию клуба «Магис Дети».

КОГДА И ГДЕ ПОЯВИЛОСЬ ГРУДНИЧКОВОЕ ПЛАВАНИЕ?

Многие ученые считают, что детское плавание существовало еще много веков назад у народов, живущих рядом с водой. То, что сейчас принято называть грудничковым плаванием, открыла госпожа Тимерман в 1939 году в Австралии. По совету врача Тимерман стала брать ребенка с собой в бассейн в жаркие дни и заметила, что его самочувствие в дни таких процедур заметно улучшается. Впоследствии Тимерман написала книгу, которая стала всемирным учебником по детскому плаванию.

Разумеется, у Тимерман появились последователи: по всему миру стали проводить эксперименты с плаванием малышей. Этим опытом заинтересовались ученые, и во второй половине 60-ых годов был создан Экспериментальный научно-исследовательский институт детского плавания. В течение 3 лет проводились исследования, в которых приняли участие более 600 детей. Результаты были колоссальными: ученым удалось доказать возможность обучения плаванию малышей грудного возраста и обосновать пользу занятий грудничковым плаванием для здоровья детей. Ученые заметили, что малыши, с детства занимающиеся плаванием, болеют в разы меньше, чем их сверстники. Кроме того, раннее плавание улучшало их физическое развитие и двигательную активность, успокаивало нервную систему, улучшало сон и аппетит.

КАК ГРУДНИЧКОВОЕ ПЛАВАНИЕ ПОЯВИЛОСЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ?

В России грудничковое плавание появилось в 1962 году благодаря Игорю Чарковскому. Его дочь родилась недоношенной с весом всего лишь 1600 грамм, но он сумел реабилитировать ее с помощью занятий плаванием. Уже к девяти месяцам девочка обогнала своих сверстников в физическом развитии. Первые рекомендации по плаванию грудных детей разработал врач и методист по лечебной физкультуре Владимир Гутерман. Они увидели свет 1978 году. Также в 1978 году вышла известная книга «Плавать раньше, чем ходить» председателя Всесоюзной Федерации плавания, врача Захария Фирсова, также содержащая рекомендации по плаванию грудных детей.

КОГДА МОЖНО НАЧИНАТЬ ПЛАВАТЬ?

Идеальное время для начала занятий — с момента заживления пупочной ранки (около 14-20 дней от рождения) до 3-4 месяцев. Сначала родители занимаются с малышом дома, в обычной ванне. Когда ванна становится для малыша мала, и он приобретает начальные навыки, можно переходить в бассейн. Как правило, это происходит в 1,5-2 месяца.

 

ПОЛЬЗА ГРУДНИЧКОВОГО ПЛАВАНИЯ

  1. Кроме того, что ребенок получает в воде мягкий и естественный массаж, благодаря тому, что в плавании задействовано все тело, у ребенка укрепляется опорно-двигательный аппарат, и развиваются все группы мышц.
  2. Вода прекрасно снимает напряжение и стресс, расслабляет зажатые мышцы и помогает малышу отдохнуть от непривычной гравитации. К тому же, вода улучшает процесс адаптации на суше, компенсируя нагрузки.
  3. Плавание хорошо тренирует сердечнососудистую и дыхательную системы организма, позитивно влияет на развитие вестибулярного аппарата.
  4. Укрепление иммунитета, профилактика ОРВИ и ряда других осложнений со здоровьем, которые проходят с помощью задержки дыхания и закаливания холодной водой. 

 

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПРОТЕСТУЕТ ПРОТИВ ЗАНЯТИЙ

В таких случаях тренер становится еще более внимательным в занятиях с малышом. Чтобы уроки плавания не были сопряжены для ребенка с чрезмерным стрессом и не привели, например, к отказу от груди или утрате связи между младенцем и матерью, важно доверять своим чувствам. Тренер стремится проводить занятия мягко, с любовью, не стараясь сделать из ребенка пловца или лучшего в мире ныряльщика.

Важно смотреть, как ребенок реагирует на воду даже без ныряния, не начал ли он ее бояться. При появлении подобных симптомов важно снизить нагрузку или на время вообще перестать заниматься нырянием, а продолжать лишь плавать, пока у ребенка не пройдет негативная реакция на саму воду. Нырять при этом можно по 1-2 раза за тренировку. Этого будет достаточно, пока ребенок не привыкнет. Важно следить за его сердцебиением, длительностью задержки дыхания. Если после ныряния он долго не может восстановить дыхание, то не нужно увеличивать нагрузку, пока он не научится быстро восстанавливать дыхание.

В зависимости от возраста ребенка тренер в процессе занятий обращает внимание на различные вещи: у совсем маленьких детей — это врожденные рефлексы, у деток постарше — эмоциональная сфера, а уже потом интеллектуальная. Если говорить о моем личном подходе, я всегда ориентируюсь на свои чувства и интуицию: они подсказывают самый мягкий способ тренировок, как правильно и без стресса адаптировать ребенка к воде и установить с ним доверительный контакт. Плавание всегда важно применять в совокупности с другими методиками оздоровления, в основе каждого из которых должна быть постепенность, а не насилие.

Наталья Бушковская Тренер по плаванию «Магис Дети»

Остались вопросы? Задайте их консультантам клуба «Магис Дети»:

  • тел. 538-222 (ТОЦ «PLAZA»);
  • тел. 540-300 (ул. Взлетная, 25).